пятница, 30 января 2015 г.

ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ ОГНЯ

ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ ОГНЯ


  Огонь - это основа цивилизованной жизни, древнейшее средство защиты от хищных зверей, а значит, и от злых духов: огонь дает тепло и свет. И в то же время он таит в себе опасность и боль, огонь - прообраз уничтожения: что было большим, прочным и осязаемым, вспыхнув, обращается в дым и пепел. Здесь исток сложного по своей природе очарования, внушаемого огнем.
Обычаи и традиции у монголов своими корнями уходят к культурному наследию древних народов, населявших в прошлом территорию Монголии. Некоторые из обычаев являются отголосками древних шаманских и буддийских обрядов,  которые со временем были утрачены, но отдельные обрядовые действия соблюдаются и бытуют до сих пор.
От древних обычаев сохранилось уважительное отношение к огню своего очага. Очаг в юрте – место обитания богини огня Ут” или хозяина огня. С очагом и огнем связаны важные запреты, нарушение которых грозит благополучию семьи. Запрещалось лить воду в огонь. Нельзя вонзать нож в огонь, касаться огня ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь очага мусор, тряпки – это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Запрещалось спать, вытянув ноги в сторону очага: считается, что это может испугать духа-хозяина юрты.
Очень важно отметить, что культ домашнего очага находился почти везде в руках женщин. Это явный пережиток материнско-родового строя. Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Во время чингисидов все послы, купцы с дарами должны были проходить между двух огней для обезвреживания дурных намерений, которые могли иметь.
Голомт - место домашнего очага
Очаг (гал голомто) - это семантический центр юрты, который выступает как точка отсчёта при организации ее пространства, и место, вокруг которого протекает вся жизнь семьи.
Кроме того, очаг - связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений. Эта идея передавалась в древности с помощью трех камней, которые назывались "тулгын гурван чулуун" (три опорных камня). Изредка такие тулга встречались в жилищах бедняков еще в начале XX века. С очагом и огнем связан ряд важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Цель их - ни в коем случае не допускать осквернения очага и оскорбления хозяйки огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Запрещалось лить воду на огонь. Этот запрет известен многим народам Евразии (якутам, бурятам, монголам, таджикам, русским и др.).
В юрте имеется несколько особо значимых мест, сакральных объектов, прежде всего это голомт - место домашнего очага, где обитает "хозяин" очага, покровитель семьи. Домашний очаг содержали в абсолютной чистоте, остерегаясь бросать в него нечистые предметы. Каждое утро и несколько раз в день перед началом трапезы сначала угощали огонь очага, а потом уже начинали есть сами. Горящий огонь очага - символ жизни семьи, если семья была бездетной и после их смерти некому было разжечь огонь в очаге, тогда очаг заливали водой. Переезжая на другое место, брали с собой угли очага, чтобы разжечь огонь на новом месте.
Огонь в очаге священен, охранитель семьи, дарователь всего наилучшего. Потому приносили ему жертву – угощали хозяина-духа спиртным, каплями молока, кусочками мяса. Семейный огонь «передавался» по наследству, что означало непрерывность   рода. Каждой осенью совершают обряд «Гал тахих», чтобы жить в достатке и благополучии, чтобы домашние животные «были в теле», хорошо перезимовали. При молении огню его называли «Эх гал тэнгэр» и угощали бараньей грудинкой. Моление огню может проводить и мужчина и женщина. Можно пригласить дедушку, чтобы провести обряд или ламу.
Почитание домашнего огня совершали в начале каждого месяца и во время Сагаалгана. В день Сагаалгана мужчины в семье ставят hан, молятся богам, преподност через огонь праздничное угощение. Здесь я понимаю, что семья это святое и относиться к его благополучию нужно серьезно. 
Олицетворение божества огня
Из глубины веков пришло поверье о вражде духов - хозяев воды и огня. Огонь и вода - взаимоуничтожающие элементы стихии: огонь заливается водой, а вода высушивается жаром от огня. В случае необходимости потушить костер в степи, в лесу - присыпали пламя землей, а после заливали водой, причем воду лили не сверху, а по краю костра, чтобы вода снизу потушила его. При этом не нарушалось равновесие - земля - вода - как взаимодополняющие друг друга элементы. Один из древнейших и строго соблюдавшихся запретов - запрет гасить огонь в очаге. Погашенный огонь - символ упадка рода, распада семьи. Огонь может догореть и погаснуть сам, хотя, вероятно, в более ранние времена огонь в очаге должен был гореть постоянно.
Божество огня обладает всеми свойствами материального огня: блеском, жаром, дымом, оно красного цвета, многоязыкое (языки пламени).  Эпитеты огня, встречающиеся в древних гимнах, - масляноликий, обладающий дымом, теплом, шелковый, красного цвета - говорят о том, каким было божество огня в представлении древних халха-монголов.
Огонь -это ангел, охраняющий стороны света. Бог огня имеет две руки: в одной держит бумба, а в другой четки. Изображается бог огня красным цветом. Божество огня всегда изображалась как женщина. Имеет два лика, две руки, сидит на священном цветке.  
Множество запретов свидетельствует о том, что божество огня представлялось одушевленным существом. Первоначально божество огня представлялось божеством женским. Слово "эхэ", которое постоянно добавляется к названию божества, указывает на то, что это - мать, начало всех начал. У большинства тюрко-монгольских племен слово "от" означало огонь. В случаях перекочевки на новое место, выезда на охоту или в дальнюю дорогу совершался обряд призывания счастья, благоденствия, жизненной силы.
Кроме того, кочевники совершали специальный обряд, связанный с чадородием. Считалось, что божество огня способствует деторождению и умножению богатства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий