пятница, 30 января 2015 г.

ВОЛК И СОБАКА В ВЕРОВАНИИ МОНГОЛОВ

ВОЛК И СОБАКА В ВЕРОВАНИИ МОНГОЛОВ


    В религиозных верованиях хунну, древних тюрков важное место занимали тотемистические воззрения. Тотемизм — это самая древняя форма религии. Первыми богами были определённые животные. Как известно, культ животных возник в древнейшие времена, когда первобытный человек ещё не понимал многих явлений природы, и все родоплеменные отношения, да и сам первобытный человек отождествлялись с миром животных. Верхушка древнетюркского общества, своё происхождение связывала с легендарными предками, рождёнными тотемным животным. 
В 1968 году в Монголии был найден эпиграфический памятник начального периода существования Тюркского каганата – стела с согдоязычной надписью из Бугута. В верхней части памятника изображен волк, у ног – человек с обрубленными руками и ногами. О чем же рассказывает этот сюжет, выбитый на стеле? По преданиям китайских летописцев Бей-ши и Суй-ши, предки тюрок, жившие на берегу западного моря, составляли высокородный клан племени хуннов, называемый Ашина. Этот клан был поголовно истреблен соседним родом, уцелел лишь девятилетний мальчик, которого без рук и без ног бросили у озера, поросшего густой травой. Мальчика нашла и выходила волчица, ставшая впоследствии матерью его детей. 
Образ волка можно встретить в самых разных культурах, а также в мифологии разных народов. Проанализировав это, можно провести параллели между представлениями об этом образе. Образ волка связан с определенным символическим рядом ассоциаций, неизменно повторяющимся в разные времена и у разных народов. Среди таких ассоциаций можно выделить общность образов волка и собаки; часто повторяющаяся связь волка с солнцем или солнечным божеством; роль волка как посредника между небесным и подземным миром, а также проводника в загробном царстве.
Также, часто встречается военная символика волка: волк - покровитель воинских сообществ, а воинственные нации часто называют волка своим прародителем. В патриархальных обществах образ волка тесно связался с ролью жениха или похитителя женщин, соответственно насыщаясь эротической символикой. Со временем волк начинает ассоциироваться с преступником, разбойником из дикой глуши. Все эти ассоциации, широко встречающиеся у разных народов, распространяются в том числе и на монгольскую культуру.
Существует представление о связи волка с душами умерших предков. Достаточно вспомнить хотя бы волков монгольской степи, которые доставляли души монголов к Тэнгри. Образ волка тесно связан с мужскими военными братствами многих культур и народов.
Волки в кочевой культуре и, в частности в монгольской, являются неотъемлемым звеном в понимании менталитета кочевых народов. Волки, постоянно угрожавшие скоту и самим людям, а также жесткий, суровый климат – все это создает такие условия жизни в степи, к которым может приспособиться далеко не каждый. Невозможно отрицать, что это выработало у степных народов твердый характер, непоколебимую волю и волчий ум.
Вероятно, именно соседство с волками воспитало в монголах тот характер, которым они обладают сейчас, и сами монголы признают в волках своих учителей и 6 наставников и еще не так давно поклонялись волчьему тотему. Скорее всего, без преподнесенных волками уроков людям, кочевые племена не сумели бы противостоять жестоким степным волкам на протяжении многих веков.
Одной из самых важных для понимания отношения монголов к волкам является традиция, по которой покойников отвозят на телеге вверх по горе на одно из специальных Небесных кладбищ. Умершего заворачивают в кошму, но никак не привязывают к телеге, поэтому в какой-то момент тело выпадает из повозки. На этом месте и следует по обычаю оставить труп. Далее никто иной как волки должны доставить душу усопшего к Тэнгри. Через три дня родственники могут прийти на это место, и если от тела останутся только останки, значит умерший вел правильную жизнь, и его душа уже у Тэнгри.
Если же тело нетронуто, значит человек совершал какие-то ошибки в своей жизни, и его душа не вознесется к Тэнгри. Важно, что тем животным, с которыми на протяжении всей своей жизни монголы ведут жестокую борьбу, они доверяют свои души, полагают, что именно волки имеют связь с Тэнгри. Делают это монголы еще и для того, чтобы экономить древесину, которая ушла бы на гробы. Старик Билиг же, объясняет логику монголов тем, что они следуют принципу “есть мясо и возвращать мясо”. Это означает, что монголы, съедая за свою жизнь немалое количество степных животных, считают своим долгом отдавать свое мясо степи после смерти. И не случайно мясо степных людей после смерти достается именно волкам, животным, с которыми монголы ведут свои ожесточенные бои.
Также, не менее важным, чем волк, животным в монгольской культуре является собака. Собаки на протяжении всей истории кочевой культуры были верными друзьями и помощниками кочевых народов, в том числе монголов. Собаки помогали монголам и в борьбе с волками. У каждой семьи в степи Элунь были свои верные помощники, свои собаки, и, если ночью на овец нападали волки, то собаки отгоняли их, и схватка волков и 9 собак нередко оказывалась очень кровавой. Нужно отметить, что в науке существует мнение, что собаки и волки произошли от одного общего предка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий