Сегодня я познакомлю вас с дворцом-музеем
последнего правителя Монголии Богд
Хана. Среди фешенебельных домов в центре нового Улаанбаатара
находится ничем не примечательное здание, в котором последний хан Монголии -
VIII Богд Жавзандамба вместе с царицей Дондогдулам зимовал на протяжении 20
лет. Сегодня дворец-музей Богд хана предоставляет на
обозрение посетителей 8124 интереснейших экспонатов. Среди них портреты всех
монгольских Богд ханов, живших в 17 - 20 веках, шапка из листьев сандалового
дерева, подаренная первому Богд хану пятым Далай ламой, скульптуры и картины,
выполненные первым воплощением Богда хана,Занабазаром и т.д.
Этот дворец был построен VIII
богдо-гэгэном Джавдзандамба хутугтом – последним правителем Монголии. Дворецсостоит из летнего и зимнего дворца, которые часто осматривают
многочисленные иностранные и отечественные посетители. Летний дворец построен в
китайском стиле в 1893–1903 гг., зимняя резиденция Богдо-хана – в 1912 году. Интересно, что зимний дворец Богд хана в свое время был построен по проекту
архитекторов царской России. Поэтому, по некоторым сведениям, после его
строительства Маньчжурский император осудил Богд хана за то, что он построил
себе дворец по образцу неверных.Поэтому на крыше дворца был установлен золотой
ганжир (шпиль ламаистских культовых сооружений), а на стенах были нарисованы
орнаменты в виде лотоса.
Последний правитель Монголии Богдо Хан больше всего любил всякие диковинки и объезжал различные лавки продавцов.Торговцы изо всех сил
старались добыть для него что то новое, потому что Богдо Хан не был скуп, но и
не бережлив. Потеряв интерес к покупкам Богдо Хан отдавал их служителям на
хранение.

Побывавший в Монголии в середине 1950-х
годов венгерский этнограф А. Рона-Таш писал: “В помещении дворца небольшой музей: художественная мебель последнего
богдо-гэгэна, домашняя утварь, коляска. В средней комнате главного здания
возвышается парадный трон, сделанный специально к коронации в конце 1911 года
лучшими резчиками и художниками страны. Его спинка позолочена и разукрашена
монгольскими мастерами”. А в соседних помещениях теснились
экспонаты, привезенные из разных районов страны, образцы материальной культуры
разных эпох и периодов. В 1956 году было построено большое
трехэтажное здание для Центрального музея и большинство экспонатов
перевезли в него, где они хранятся и поныне.
Ансамбль дворца создан по образцу
китайских, но если в Китае его окружала бы пышная зелень, то здесь, в
долине реки Толы, рядом с ним была степь да синее небо. Несколько кустов, посаженных во дворах,
зеленели на короткое время и только напоминали, что весь этот ансамбль с
храмами, украшенными по фасадам открытыми галереями, выглядит под суровыми
монгольскими ветрами, как богатый иностранец, снарядившийся не по сезону. И
глядя на чистые, пустые дворы резиденции богдо, вспоминается легенда о том, как
хан Хубилай, перебравшись императорствовать в Пекин, в одном из самых
дальних двориков понастроенных дворцов велел посеять только степную траву и
удалялся туда, когда одолевала его тоска по монгольской душистой степи.
Ансамбль сооружен по типу смежных дворов.
Известно, что в Китае, чем пышнее и значительнее была подобная постройка, тем
больше дворов она имела; так, императорский дворец в Пекине, названный
Запретным городом, имел девять дворов. В Монголии всюду практиковалось
строительство ансамблей с тремя дворами.
Перед входом в зимнюю резиденцию
последнего богдохана, которая в большей части обнесена высокой кирпичной
стеной, окрашенной в розовый цвет, особняком стоят деревянные
Триумфальные ворота. Триумфальные ворота перед резиденцией
богдо как бы подчеркивали особенную святость, значительность постройки.
Деревянные - Триумфальные ворота,
установленные перед “Святыми воротами” являются символом освобождения от власти маньчжурского Китая
и восстановления независимости Монголии. Они были сооружены в
1912–1919 гг. по способу 108 запоров, не используя при строительстве ни единого
гвоздя. Строительный материал использовали из окрестных лесов. Мощные бревна
транспортировали целые вереницы телег. Легенды рассказывают, что, когда
сооружение ворот было закончено, похожие на них в Маньчжурии сгорели, и они
остались в столице Монголии единственными в своем роде. По боковым ребрам
кровельных скатов Триумфальных ворот поставлены в местах креплений
керамические фигурки птиц, рыб, собак, львов, всадников на конях. Это
характерная деталь декора. Количество таких фигурок зависело от важности и
назначения постройки. Легкие силуэты птицы, приготовившейся взлететь, рыбы,
изогнувшейся, с вертикально поднятым хвостом, и т. п.,
подчеркивают динамичность крыши Триумфальных ворот. Назначение этих фигурок
также отгонять все злое от святого места.
Сверху крыши Триумфальных ворот покрыты
железной кровлей, имитирующей черепицу, и окрашены зеленой краской. А столбы,
держащие их, как и все остальные декоративные элементы сооружения, красные.
Конек центральной крыши также завершает высокое ребро с рельефным орнаментом зеркала, по краям ребра поставлены фигурки изогнувшихся, по добравшихся,
как пружина, драконов. Диагональные балки по краям скатов
крыши также завершены вытянутыми драконьими мордами с полуоткрытой пастью. А под каждой из них
висит колокольчик с расчлененными лепестками, мелодично звенящий на ветру.
Стоявший перед Триумфальными воротами трехстворчатый щит ямпайкирпичная стена с рельефными символическими
изображениями защитников веры и добра служила для того, чтобы отгонять все злое
от святого места. Сейчас ее нет, она разобрана. По бокам от ворот поставлены
заборы из рогаток, не дававшие не столько “злым духам”, сколько
скоту подходить сюда.

На створках «Святых ворот» во весь рост
изображены махараджи, великие цари хранители четырех сторон света. Поэтому
Святые ворота часто называют храмом махараджей, с золотым скипетром в руках,
при полных доспехах. Двустворчатые двери в центре были наглухо закрыты
проходить здесь мог только сам “живой бог”, сквозь боковые его
приближенные. Для всех прочих входом служили калитки в стене ограды с
небольшими двухскатными крышами, карниз которых украшала золотая роспись по
красному лаку. Внутри помещения Святых ворот в нишах размещены четыре фигуры
махараджей. Они сделаны из местной глины с примесью рисовой бумаги и ярко
раскрашены. В скульптуре ощущается влияние народной монгольской пластики.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьКрасота)
ОтветитьУдалить))) да, красота
УдалитьХорошо
ОтветитьУдалитьКак говорится 'Ах как хочется удивлять, ах как хочется удивляться', и ,правда,эта страна не перестает поражать меня,столько всего интересного,захватывающего... посетила много мест, достопримечательностей, красотой и уникальностью которых была, мягко говоря, шокирована!! Супер! я открыла для себя Монголиююю...
ОтветитьУдалить