Монголия – это земля древних легенд и сказаний. Агарти, Белый остров, Шамбала, таинственная обитель восточных мудрецов, все эти понятия в представлении европейских путешественников сошлись вместе именно здесь в Гоби. Где-то в Гоби, не явленные миру, сохраняются засыпанный песками “Золотой Храм” ясновидящего Эдгара Кейси, “капсула времени” Елены Блаватской, мудрое наследие гобийской цивилизации германских ученых Эскарда и Карла Хаусхофера. Однако надо заметить, что местные кочевники всю жизнь прожившие на окраинах пустыни Гоби понятия не имеют обо всех этих таинственных землях, которые так желают найти европейские путешественники на их земле. Сегодня мы расскажем вам о монгольской пустыне Гоби.
Гоби – это собирательное название громадной области высокогорных полупустынь, занимающих центр материка Азии. Большая часть Гоби лежит в пределах Монголии. Это одна из величайших пустынь мира. Монгольская Гоби растянулась огромной дугой на 1600 км вдоль границы с Китаем. Пустыня занимает площадь 1,5 млн км2, равную Аляске. Пустынные районы на протяжении вот уже 65 млн лет остаются практически безводными и неизменными.

В монгольской Гоби мало песков, гораздо больше камня. Высокие холмы барханов тянутся полосами между параллельными горными кряжами по направлению наиболее сильных ветров. Каменные массы — округленные, ступенчатые или иззубренные, точно гигантские пилы, покрыты блестящей черной коркой, называемой геологами “пустынным загаром”. Они выглядят грозно для путника и заманчиво для исследователя. Широко раскрыта здесь для глаз человека земная кора, не требуется мощной техники, чтобы проникнуть в тайны ее строения. Низкие кряжи и отроги расползаются во все стороны и рассыпаются на отдельные скалы силами выветривания.
В Гоби лежит еще множество “костей дракона” — окаменелых скелетов вымерших животных — исполинских ящеров-динозавров, странных и огромных древнейших пресмыкающихся; разбросаны там и сям окремнелые стволы деревьев. А по сухим руслам некогда бывших потоков нередко встречаются кремневые орудия первых людей — обитателей гобийских просторов, населявших ее еще в те времена, когда каменистое сердце Азии не было столь сухим. Тогда была Гоби высокотравной страной охотничьего изобилия вроде саванны Африки и в ней паслись страусы, винторогие антилопы, носороги. Сейчас только обломки чашек из скорлупы страусовых яиц, украшенных змеевидным узором, или просверленные ее кусочки для бус белеют среди темного щебня. Была еще редчайшая находка, ныне утраченная, — череп носорога с накрепко засаженным в него кремневым наконечником копья — свидетельство искусства и мужества гобийских охотников.

Недаром в монгольских древних сказаниях, в эпосе о Гесере, воспеваются необъятные пространства пустынных степей, говорится о широко раскинувшихся «тридцати трех великих Гоби». И в настоящее время разные места здесь носят особые названия. Тихая, Лазоревая, Палевая Гоби, Гоби Черного Ворона, Узкая, Синяя Гоби. Действительно на всем гигантском пространстве, занятом великой полупустыней, можно насчитать 33 разных Гоби. Общее ощущение от каждого места поразительно точно подтверждает его название.
Так же верно и удобно прокладывались по Гоби великие караванные пути. Ноги миллионов верблюдов веками утоптали почву, тысячи колодцев были отысканы и вырыты на протяжении многомесячного пути из Китая в Россию, в Среднюю Азию, в Тибет и Кашмир. По старым караванным дорогам пришли в Гоби автомобили. Пути многомесячной протяженности сократились до недолгих поездок, а могучие грузовики с большими запасами воды и горючего стали подлинными лайнерами пустыни, в сравнении с испытанными ее “кораблями” — верблюдами.

С древних времен у китайцев существовало поверье о Земле Бессмертных, расположенной где-то в центре пустыни Шамо, американский ясновидящий Э. Кейси избрал пустыню Гоби для своих пророчеств о существовавшей некогда там колонии атлантов, Елена Блаватская в “Тайной доктрине” разместила в Гоби “баснословную Шамбалу”.
Территория Гоби поднятая над уровнем моря на высоту около 2000–1000 метров, является самым резко-континентальным местом на планете. Температура воздуха летом поднимается здесь до плюс 40°С, а зимой опускается до минус 40°С. Ландшафт Заалтайской, Джунгарской, Восточно-Монгольской Гоби разнообразен, это не только безводная и бесплодная местность с песчаной равниной и высокими холмистыми барханами. Большую ее часть занимают обширные цветущие степные равнины, живописные скалистые горы, глинистые и каменистые гамады, обширные котловины с редкими оазисами, мелкосопочники, солончаки, такыры, высохшие гравийные сайры и протяженные зеленые саксауловые рощи. В Гоби мало песков, барханные пески занимают только 3% ее территории, зато глинистые и каменистые пустыни – гамады – занимают огромные площади.

По заключению геологов пустыня Гоби около 40 млн лет является сушей, не покрываемой за этот период морскими водами. Крупные внутренние водоемы с большими глубинами на юге Монголии, связанные с водоемами Северного Китая относятся к более древним временам. Они охватывали обширную территорию в центре Азии. Их исчезновение связывают с постепенным вздыманием всей территории, приведшей в последующем к возникновению пустыни Гоби.
Любопытно, что в древних письменах Китая говорится, что в пустынном районе Центральной Азии, в предгорьях гор Куньлунь находится место рождения Ну и Кун – азиатских прототипов Адама и Евы. По оккультным данным, Центральная Азия является регионом, где существовали духовные центры всех рас. Безводная и непригодная сегодня для проживания человека центральная гобийская область упоминается в древних мифах как место, откуда началась наша цивилизация.
Также малоисследованные районы Гоби с древности населялись в рассказах неведомыми чудовищами, злобными демонами, невиданными сокровищами и кладами. Одно из первых описаний Гобийской пустыни дал Марко Поло: “А пустыня, скажу Вам, Великая: в целый год, говорят, не пройти её вдоль. Всюду горы, пески, да долины; и нигде никакой еды. Ни птиц, ни зверей тут нет, потому что нечего им там есть. Но есть там вот какое чудо: едешь по пустыне ночью, и случится кому отстать от товарищей, как станет тот человек нагонять своих, заслышит он говор духов, и почудится ему, что товарищи зовут его по имени, и зачастую духи заводят его туда, откуда ему не выбраться, так он там и погибает. И вот ещё что: и днем люди слышат голоса духов и чудится часто, точно слышишь, как играют на многих инструментах, словно на барабане”.
Человеку, не побывавшему лично в этих местах, трудно поверить в очарование выжженной и пустынной земли, способной соперничать по своей красоте с морскими пейзажами или зеленью тайги. Путешественники в Гоби единодушно отмечают необычную яркость звездного неба и множественность наблюдаемых невооруженным взглядом звезд на ночном небосводе, красочность и насыщенность осенних солнечных закатов в Гоби, своеобразие выветренных форм в красном песчанике и зубчатость отполированных скал, ощущение свободы и простора в степи. В совокупности все эти испытанные ощущения приводят к синдрому Гоби – желанию вернуться в эти места снова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий